Шины для внедорожника

РАЗМЕР ШИНЫ

Шины бывают разные…

Чтобы охватить достаточно обширную тему нужно с чего-нибудь начать. Мы начнем с размеров. Существуют две наиболее часто встречающиеся системы маркировки размеров шин – дюймовая и метрическая.

1. Дюймовая система.

31х10.5-15. Давайте разберем что означает этот ряд цифр.

«31» - первым числом в ряду будет стоять диаметр колеса в дюймах , то есть общий диаметр колеса будет равен примерно 78.7 см . (напоминаем, что 1 дюйм равен 2.54 см.). Очень удобна эта система маркировки тем, в первую очередь, что указывает диаметр колеса с учетом размера колесного диска. Например колесо маркированное 31х10.5-15 по диаметру не будет отличаться от колеса с маркировкой 31х10.5-16, просто 16-дюймовый диск «съест» 2.5 см . от высоты профиля шины.

«10.5» - значение стоящее вторым дает представление о ширине шины и выражается также в дюймах. С этим значением связан определенный парадокс. Дело в том, что если реальный диаметр колеса практически никогда существенно не отличается от величины нанесенной на боковину покрышки, то фактическая ширина протекторной части шины всегда меньше, чем можно предположить глядя на маркировку. Если наше значение в 10.5 дюйма перевести в сантиметры то получится 26.5 см ., но если измерить эту величину линейкой, то она не превысит 23 см ., а значение 26.5 см . будет справедливо только для шины на которой будет указан индекс ширины 12.5. Это всегда нужно учитывать при попытке «прописать» колеса максимального размера в арки вашего внедорожника.

«R15» – ну это совсем просто, так как это диаметр диска на который монтируется шина. С этим параметром проблем обычно не возникает.

2. Метрическая система.

Метрической системе все выглядит куда менее удобно.

Разберем неудобства этой системы на примере шины размерностью 265-75-15:

«265» предполагаемая ширина покрышки в миллиметрах. Имеет те же особенности, что и индекс ширины в дюймовой системе, т.е. реальная ширина шины будет равна примерно 230- 235 мм.

«75» а вот тут вам очень пригодятся знания полученные в школе, потому что придется считать. Задачка такая - нужно из 265 извлечь 75 % для того , чтобы получить высоту профиля шины. То есть это значение позволяет после нескольких нехитрых арифметических действий узнать высоту профиля покрышки – и все. Если у вас есть желание узнать реальный диаметр колеса вам придется сделать следующее : 

- 75 % от 265 составят 198.75;

- эту величину нужно умножить на 2, т.к. общий диаметр колеса составляют две высоты профиля покрышки и диаметр диска ( у нас 15 дюймов, странно, что в метрической системе нашлось место для дюймов);

- итого мы имеем 198.75х2 = 397.5;

- диаметр диска равен 381 мм; 

- диаметр колеса равен 397.5+381= 778 мм ( 77.8 см );

Таким образом мы разобрали две различные системы маркировки шины одного размера. Полученную разницу в 1.1 см считать статистической флуктуацией.

ТИПЫ ПРОТЕКТОРА ШИНЫ.

Название этой темы не только условно, но и достаточно безграмотно, зато наглядно. На самом деле шина «строится» целиком в зависимости от условий ее использования, а протектор - лишь видимая ее часть, позволяющая судить о ее назначении. Для нас – джиперов интерес представляют только самые внедорожные версии «резины» предлагаемые производителями. Это:

1. Шины универсальные.

Маркировка на боковине – AT ( ALL TERRAIN ) Например такие как : BF Goodrich AT, Bridgestone AT и пр.

Отличаются достаточно агрессивным рисунком протектора, хорошо ведут себя на сухих грунтах, в том числе сыпучих ( песок, галька, щебень и т.д. ). Без ограничений применяются на дорогах общего пользования. Приятно катятся, например, по грунтовке , НО начинают чувствовать себя неважно , когда вокруг становится сыро. Ну не хотят они ехать по мокрой глине или раскисшему чернозему - все дело в конфигурации протектора. Универсальная «резина» не способна обеспечить достаточный уровень сцепления с грунтом из-за слабой сомоочистки протектора во время движения автомобиля по мокрому, липкому, скользкому и т.д. покрытию. Протектор быстро «забивается» грунтом и становится неотличим от асфальтового «слика» какoго-нибудь Mc Laren’а.

Эффективная самоочистка протектора на тяжелых грунтах возможна только если расстояние между грунтозацепами достаточно велико, а их конфигурация такова, что грязь без препятствий вытесняется из пятна контакта шины с грунтом при вращении колеса. Вспомните, как выглядит протектор на задних колесах трактора «Беларусь». Таким образом, универсальные шины на внедорожнике – это неплохо, если нет чего-нибудь получше, например шин с маркировкой MT.

2. Шины грязевые

Маркировка на боковине - MT ( MUD TERRAIN ) Например такие как: BF Goodrich MT, Bridgestone MT и пр. отличаются агрессивным рисунком протектора, созданы специально для движения по таким поверхностям как тяжелая грязь, снег. Протектор состоит из крупных блоков с большими расстояниями между ними, что позволяет ему активно самоочищаться. Такая «резина» более всего подходит для движения по раскисшей лесной дороге или мокрому скользкому косогору, но при движении по сыпучим грунтам нужно быть внимательным, поскольку такая шина при буксовании мгновенно закапывается.

Самой известной маркой шины с маркировкой MT является, без сомнения, BF Goodrich MT. Это – классика. Другие «резиновые» производители фактически дублируют решения, примененные в этой шине и если взглянуть на изделия конкурентов, то рисунок протектора остается практически неизменным в грязевых покрышках разных компаний.

Очень схожи по рисунку протектора МТ шины таких производителей как:

- BF Goodrich

- Cooper

- Bridgestone

- Dick Cepek

- Dunlop

- Firestone

Ряд шинных компаний идет своим путем. Если не трогать производителей экстремальной «резины», например INTERCO с ее SUPER SWAMPER’ами и BOGGER’ами, то стоит отметить YOKOHAMA c GEOLANDAR M/T и TOYO TRANPATH M/T. У этих фирм свой подход, что сразу заметно по рисунку протектора, отличного от «Гудричевской» классики.

В рамках этого краткого обзора мы не рассматриваем экзотические для нас SWAMPER’ы , GROUND HAWG’и и прочие GUMBO MUDDERS’ы. Шины это все серьезные и по большей части диагональные, что делает их использование в городе или на трассе затруднительным из-за особенностей конструкции, приводящих к рысканьям , повышенной шумности и пр.

Поэтому мы рассматриваем привычные нам радиальные покрышки, годные и для города и для трассы, хотя шины МТ в движении все же досаждают изрядным шумом.

Как все-таки выбрать себе «правильную» резину?

- Если вы передвигаетесь в основном по сухому грунту, песку, гравию – смело выбирайте шины с маркировкой АТ

- Путь ваш пролегает через заболоченные ручьи, овраги, по лесовозным дорогам в обход асфальта – МТ – ваша резина.

- Вы – экстремал. У вас подготовленый внедорожник с не менее чем 1 (одной) лебедкой и шнорхелем - ставьте Super Swamper Bogger или на худой конец базовые Super Swamper TSL.

ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ

Всякому джиперу известно, что, сбросив давление в шинах, можно утонуть в болоте намного дальше от твердой земли, чем, если этого не сделать. А ведь все очень просто – при уменьшении давления в шине площадь пятна контакта увеличивается, а удельное давление на грунт – снижается. Почему же так и не ездить все время, а?

А вот почему:

- покрышка может «сойти» с диска, колесо разбортируется и вас, в лучшем случае ждет увлекательный шиномонтаж в полевых 
условиях, а в худшем можно и крышу словить; - езда на шинах с недостаточным давлением может привести к повреждению каркаса ( корда ) покрышки, она потеряет геометрию
и ее придется выбросить; - машина управляется отвратительно, шина становится сверхвысокоуводной, реакции джипа на поворот руля - ватные. - повышается расход топлива из-за возросшего сопротивления качению - на асфальте, недокачанная покрышка будет быстро изнашиваться, что также не есть хорошо.

Для того, чтобы избежать вышеозначенных напастей, нужно следовать приблизительным рекомендациям:

- Не снижать давление менее 0.5 кг/см.
- При этом минимальном давлении не проходить трассу в режиме контролируемого заноса (шутка). На самом деле стараться 
выбирать траекторию движения близкую к прямой или, по крайней мере, при интенсивном повороте колес избегать чрезмерного
«газа».Короче, при таком давлении лучше ползти. - Избегать наездов на камни, острые ветки и пр., при таком давлении покрышка практически беззащитна. - После прохождения «гиблого места» поднять давление до нормы, чтобы не разорвать корд покрышки. - Перед выездом на дорогу обязательно верните давление к нормальному значению.

 

Относительно безопасно можно передвигаться на шинах с давлением 0.9 – 1.2 кг/см. Это давление можно рекомендовать для долгих и мучительных преодолений болот, снегов, песков и пр., так как опасности разбортироваться уже нет ( если ехать разумно ) и корд покрышки уже выживет скорее всего.

Считается , что чем больше шина , тем охотнее она «держит» низкое давление, например в сети приводится такая пропорция :

Минимальное безопасное давление составляет:

для 31 дюймовой шины 1.1-1.2 кг/см

для 33 дюймовой 1.0-1.1 кг/см

для 35 дюймовой 0.9-1.0 кг/см

При прохождении каменистых участков, грозящих порезами боковинам покрышки, необходимо поддерживать максимально допустимое для данной шины давление. Помните, что хорошо накачанная шина легче накатывается на препятствие. На смешанном грунте (песок, грязь, камни и т.д.) годится давление в районе 1.7 - 2 кг/см.

Среднее давление которое необходимо поддерживать в радиальной шине при движении по асфальту, грунтовке равно примерно 2 – 2.2 кг/см. При этом давлении сцепление покрышки с грунтом будет хорошим, управляемость и комфорт также будут на высоте.

На шине обычно проставлено значение максимального в ней давления, причем «холодного». Величина его на радиальной «резине» находится на уровне 2.5-3 кг/см. С превышением этого давления шина теряет свои радиальные характеристики – скользит на асфальте, не едет по бездорожью и неравномерно изнашивается.

Также считаю необходимым отметить, что оптимальное для вашей покрышки давление на покрытиях разного типа может значительно отличаться от указанных в статье. Это обусловлено конструкцией каждой отдельно взятой покрышки. Так что смотрите на колеса сударь…

 
RS-Tuning: (495) 772-61-00